ФЭНДОМ

Хроники Нарнии книга обложка
Хроники Нарнии
Англ. название: The Chronicles of Narnia
Автор: Клайв Стейплз Льюис
Годы издания: 1950-1956 гг.
Год первого издания в России: 1991 г.

Хроники Нарнии - цикл из семи книг, написанных британским писателем Клайвом Стейплзом Льюисом в 1950-ых годах. Центральным местом действия всех произведений является волшебная страна Нарния, которую населяют говорящие животные и мифические существа. Хроники Нарнии давно считаются классикой детской литературы, но их с удовольствием читают и взрослые. На 2013 год цикл был издан совокупным тиражом более 100 миллионов экземпляров на 47 языках мира.

Список книг Править

Лев, Колдунья и Платяной шкаф Править

Первая книга цикла, опубликованная в 1950 году. Четверо обычных английских детей Питер, Сьюзан, Эдмунд и Люси находят путь в Нарнию через Платяной шкаф в доме старого профессора и узнают, что власть там захватила Белая Колдунья, которая наслала на страну вечную зиму. Им придётся сразиться с ней, чтобы вернуть в Нарнию весну, и в этом им поможет Великий Лев Аслан.

Принц Каспиан Править

Вторая книга цикла, опубликованная в 1951 году. Является продолжением первой книги. Питер, Сьюзан, Эдмунд и Люси вновь оказываются в Нарнии, чтобы помочь молодому принцу Каспиану и другим жителям страны в борьбе с узурпатором Миразом, который желает уничтожить всё волшебное, что есть в Нарнии.

Покоритель Зари, или плавание на Край Света Править

Третья книга цикла, опубликованная в 1952 году. Является продолжением второй книги. Каспиан даёт обещание разыскать семь лордов, которых Мираз отправил в изгнание. Вместе с Эдмундом, Люси и их двоюродным братом Юстасом он совершает невероятное и полное опасностей путешествие по островам в Великом Восточном море.

Серебряное кресло Править

Четвёртая книга цикла, опубликованная в 1953 году. Является продолжением третьей книги. На этот раз в Нарнию попадают Юстас и его школьная подруга Джил. Аслан даёт им трудное задание - разыскать пропавшего принца Рилиана, сына короля Каспиана. Для этого они и хлюп-хляп по имени Хмур отправляются на север в страну Великанов.

Конь и его мальчик Править

Пятая книга цикла, опубликованная в 1954 году. Её действие происходит во время царствования в Нарнии Питера, Сьюзан, Эдмунда и Люси. Главными героями книги являются Шаста и Аравита, которым вместе с двумя говорящими лошадьми предстоит пересечь южную страну Калормен и Великую пустыню, чтобы спасти Орландию и Нарнию.

Племянник чародея Править

Шестая книга цикла, опубликованная в 1955 году. Является приквелом всех предыдущих книг. В ней рассказывается о том, как была создана Нарния и как там оказалась Белая Колдунья и первые люди из нашего мира.

Последняя битва Править

Седьмая и финальная книга цикла, опубликованная в 1956 году. Юстас и Джил перемещаются в Нарнию, чтобы помочь королю Тириану найти существо, которое выдаёт себя за Аслана, и участвуют в Последней битве, завершающей историю Нарнии.

Порядок чтения Править

Порядок чтения книг цикла по-прежнему остаётся темой для споров среди поклонников Хроник Нарнии. Свою лепту в конфликт внесли и издатели, которые публиковали книги то в хронологической последовательности, то в порядке самой первой публикации. Сам Клайв Стейплз Льюис относился к этому нейтрально. Так как цикл не был запланирован с самого начала и автор считал каждую новую книгу последней, Льюис писал: "Не важно в каком порядке читать книги. Я даже не уверен, в том ли порядке книги были опубликованы, в каком они были написаны." Действительно, он написал книгу «Племянник чародея» последней, а опубликована она была предпоследний. Аналогично, книга «Конь и его мальчик» была завершена до книги «Серебряное кресло», а опубликована позже.

По дате написания По дате опубликования По внутренней хронологии
«Лев, Колдунья...» «Лев, Колдунья...» «Племянник чародея»
«Принц Каспиан» «Принц Каспиан» «Лев, Колдунья..»
«Покоритель Зари...» «Покоритель Зари...» «Конь и его мальчик»
«Конь и его мальчик» «Серебряное кресло» «Принц Каспиан»
«Серебряное кресло» «Конь и его мальчик» «Покоритель Зари...»
«Последняя битва» «Племянник чародея» «Серебряное кресло»
«Племянник чародея» «Последняя битва» «Последняя битва»

Издание в России Править

Из-за явного религиозного подтекста полный цикл Хроник Нарнии не публиковался в Советском Союзе. Единственным исключением стала книга «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», которая была издана с купюрами цензоров в 1978 году. В 1980-ые годы переводчицы Наталья Трауберг и Ольга Бухина перевели остальные книги для самиздата. Только в 1991 году все Хроники Нарнии были опубликованы официально. Причём в России в большинстве вариантов книги располагали именно в хронологическом порядке. Всего в первой половине 1990-ых вышло более 30 изданий Хроник Нарнии, как сборниками, так и отдельными книгами. Второй пик популярности цикла пришёлся на вторую половину 2000-ых годов, когда на экраны вышли экранизации Хроник Нарнии. Именно в этих изданиях часто можно встретить оригинальные иллюстрации Паулины Бейнс.

Экранизации и адаптации Править

Основная статья: Хроники Нарнии (экранизации и адаптации)

Согласно одному из писем Льюиса, он крайне скептически относился к экранизациям его книг, считая, что кино не сможет визуально показать те фантастические элементы и персонажей, которые есть в Хрониках Нарнии. Поэтому все адаптации и экранизации книжного цикла появились уже после смерти Льюиса в 1963 году. Среди них есть сериалы, анимация, радиоспектакли, театральные постановки и видеоигры. Последними на данный момент экранизациями являются фильмы Walden Media.

Интересные факты Править

  • Название "Хроники Нарнии" придумал друг Льюиса детский писатель Роджер Грин.

См. такжеПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики