Фэндом

ПБ обложка рус 1.jpg
Последняя битва
Англ. название: The Last Battle
Автор: Клайв Стейплз Льюис
Иллюстратор: Паулина Бейнс
Год первого издания: 1956 год
Год первого издания в России: 1991 год
Хронология
Предыдущая: «Серебряное кресло»
Следующая: нет

Последняя битва — последняя, седьмая книга Хроник Нарнии по внутренней хронологии и шестая по дате написания. Она вышла последней из книг, в 1956 году.

СюжетПравить

На западе Нарнии хитрый обезьян Подлус нашёл шкуру льва и нарядил в неё осла Глуппи. Он убедил всех, что это Аслан, и заключил союз с калормийцами, которые давно хотели завоевать Нарнию. Король Тириан и Юстас с Джил встают на защиту правды и становятся свидетелями последних дней Нарнии.

Главные персонажиПравить

МестаПравить

СозданиеПравить

«Последняя битва» была написана в 1953 году, во время перерыва в работе над «Племянником чародея». Таким образом, эти две книги, рассказывающие о начале и конце Нарнии, появились самыми последними, после написания всех остальных книг серии. «Последняя битва» носила в себе все черты одной из ранних работ Льюиса «Сумерки богов» (Twilight of the Gods) с добавлением концепции христианской надежды и эвкатастрофы (термин Толкина для неожиданного счастливого поворота в сказке). В книге раскрываются эсхатологические темы смерти, суда, ада и рая, что было естественным завершением Хроник, учитывая религиозные взгляды Льюиса. Среди вариантов названия книги сначала были заглавия «Последний король Нарнии» и «В Нарнии наступает ночь», но в итоге Льюис остановил свой выбор на «Последней битве». Несмотря на то, что «Последняя битва» была написана до окончания работы над «Племянником чародея», издатели выпустили её всё же последней, в 1956 году, решив, что такая последовательность будет правильней.

Издание в РоссииПравить

В России «Последнюю битву» впервые выпустило издательство «Космополис» в 1991 году в составе сборника «Хроники Нарнии». В том же году она вышла отдельной книгой. Перевод выполнила О. Бухина. Позже вышло ещё порядка тридцати изданий книги, как в составе сборников серии, так и отдельными книгами. Переводом книги также занимались Е. Доброхотова-Майкова, В. Воседой, А. Троицкая-Фэррант и И. Ильин. Во всех вариантах перевода книга носит название «Последняя битва».

ГалереяПравить

ОбложкиПравить

АдаптацииПравить

В 2002 году компания Focus on the Family выпустила радиоспектакль по «Последней битве», который вышел в трёх дисках. Радиоспектакль был создан при участии актёров Дэвида Суше, который озвучил Аслана, и Пола Скофилда, выступившего рассказчиком. Во вступлении к спектаклю звучал голос Дугласа Грешама, пасынка Льюиса.

Интересные фактыПравить

ОбщееПравить

  • «Последняя битва» — единственная книга серии, которой Льюис не предпослал посвящение.
  • Первоначально Льюис планировал назвать книгу «Последний король Нарнии». Затем он также рассматривал варианты названий: «В Нарнии наступает ночь» и «Последняя Хроника Нарнии».

ОтсылкиПравить

  • Многие события в книге отсылают к библейскому Апокалипсису: затея Подлуса с львиной шкурой и Глуппи предстаёт как пришествие Антихриста, после чего начинается конец света, а сцена «распределения» всех обитателей Нарнии перед ликом Аслана – это Страшный суд.
  • Попав в страну Аслана, профессор Кирк говорит: «Всё это есть у Платона». Идея существования реального мира и его тени действительно взята из Платона, по которому наш мир – это лишь тени реальных сущностей вещей на стене пещеры.

КритикаПравить

  • Книга была встречена хорошо, и в 1956 году Льюис даже получил Медаль Карнеги за лучшую детскую книгу года в Великобритании, а Флойд Гейл написал в Galaxy Science Fiction, что «Последняя битва» — это «восхитительная сказка, одна из тех, которыми отличается английская литература с или, может, из-за Льюиса Кэрролла».

Также на Фэндоме

Случайная вики